вторник, 25 апреля 2017 г.

На сегодняшний день, согласно данным Общественной палаты РФ, неприятность сноса жилых построек по искам нефтегазовых компаний к добросовестным приобретателям земельных участков в связи с нахождением трубопроводов в недопустимых расстояниях от городов, населенных пунктов и садовых некоммерческих товариществ существует приблизительно в трети регионов cтраны (Столичная, Владимирская, Ростовская область, Пермский край, Республика Татарстан и др.). Согласно действующему законодательству здания, строения и сооружения, выстроенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств лиц, допустивших нарушения (ч. 4 ст. 32 закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ"; потом – закон о газоснабжении).

Во многих случаях речь заходит об участках, не оформленных надлежащим образом в собственность, либо постройках, разрешение на строительство которых не было получено, или случаях, когда нефтегазовая компания давала предупреждение муниципальные органы власти либо конкретно застройщика о расположении трубопроводов с целью предотвращения нарушений охранной территории и территории минимально надёжных расстояний (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19 января 2016 г. № 11-КГ15-33).

Но большая часть исков предъявляется к законным обладателям земельных участков, имеющих все нужные правоустанавливающие документы. Причем администрации соответствующих населенных пунктов, выдающие разрешения на строительство, и тем более сами граждане могут не знать о существующих ограничениях на применение участков, поскольку в кадастровой документации не содержатся сведения об охранных территориях и минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения, а обязанности регистрации ограничений прав на землю в связи с установлением таких территорий в законодательстве не предусмотрено. Исходя из этого решение о сносе принадлежащих таким гражданам построек может быть принято лишь при условии выплаты им соразмерной компенсации, единогласно заявили участники круглого стола, посвященного дискуссии соответствующей неприятности, который состоялся 21 апреля в ОП РФ. Чтобы гарантировать соответствующее возмещение, нужно найти, за счет каких средств будут выплачиваться компенсации, считают эксперты. Также возможно поразмыслить о создании особых структур (к примеру, переселенческих фондов), которые будут следить за соразмерностью возмещения, предлагать варианты по переезду в поселения, не находящиеся рядом с газопроводами и т. д., отметил член ОП РФ, юрист Анатолий Кучерена.

БЛАНКИ
Исковое заявление о признании права собственности на самовольную постройку за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный надел, где осуществлена постройка
Другие бланки
Наряду с этим снос построек не должен рассматриваться в качестве единственного метода обеспечения безопасности при эксплуатации объектов систем газоснабжения, выделил помощник секретаря ОП РФ Александр Музыкантский. Согласно его точке зрения, таковой вариант целесообразен, в случае если в охранной территории находится одно-два строения, но в то время как снести требуют десятки домов в дачном поселке, к примеру (а именно это и происходит сейчас на практике), то несложнее перенести часть газопровода, особенно в случае если дело касается населенных пунктов либо СНТ, существующих много лет (в этом случае у их обитателей появляется сильная эмоциональная связь с конкретным местом) либо появившихся раньше, чем был проведен газопровод. Кстати, перенос участков магистральных газопроводов за пределы минимально допустимых расстояний по отношению к зданиям и сооружениям, а не самих этих построек был запланирован Правительством РФ для ряда подлежащих реконструкции газопроводов (распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2015 г. № 816-р "О схеме территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)").

Помимо этого, общественники обратили внимание на необходимость уточнения понятийного аппарата. Так, закон о газоснабжении устанавливает, по сути, санкцию в виде сноса построек за строительство в пределах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, но не дает определения соответствующей территории. Определение дано для охранной территории объектов системы газоснабжения: под ней понимается территория с особенными условиями применения вдоль автострады газопроводов и около других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения обычных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения (ст. 2 закона о газоснабжении). Принципиально важно, что в охранных территориях трубопроводов не разрещаеться возведение построек без письменного разрешения фирм трубопроводного транспорта (п. 4 Правил охраны магистральных трубопроводов). Подобным образом необходимо закрепить определение понятия "минимально допустимые расстояния" и установить особенные условия применения земельных участков и режим хозяйственной деятельности в территориях минимальных расстояний, считают эксперты. Также, согласно их точке зрения, нужно актуализировать нормативы, устанавливающие размеры охранных территорий и территорий минимально допустимых расстояний трубопроводов (другими словами вышеуказанные Правила охраны магистральных трубопроводов и Свод правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы". Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*).

Более того, следует обратить внимание судов на то, как правомерными являются требования о сносе сооружений, возведенных до вступления в силу закона о газоснабжении, поскольку по общему правилу закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет, отметил член Ученого совета СПбГУ, член научно-консультативного совета ВС РФ Михаил Шварц.

По результатам дискуссии был сформирован проект списка рекомендаций ОП РФ:
  • Правительству РФ – о подготовке изменений в действующее законодательство, направленных на регулирование отношений собственников земельных участков в зоне минимальных расстояний от объектов систем газоснабжения и нефтегазовых компаний;
  • Генпрокуратуре РФ – об обеспечении защиты имущественных и жилищных прав собственников таких земельных участков и возведенных на них построек и проверке законности нахождения действующих магистральных трубопроводов в границах населенных пунктов;
  • ВС РФ – о проведении анализа судебной практики по искам в отношении собственников, чьи строения, включая жилые дома, находятся в зоне минимально допустимых расстояний и охранных территориях магистральных трубопроводов; доведении до судов необходимости рассмотрения в качестве юридически значимых событий в делах этой категории таких фактов, как добросовестность приобретения земельного надела, наличие настоящей возможности получить данные о его нахождении вблизи территории прохождения магистрального трубопровода, осведомленность органов власти и местного самоуправления о наличии трубопроводов вблизи передаваемых в личную собственность земельных участков;
  • нефтегазовым компаниям – о непредъявлении исков к добросовестным обладателям земельных участков исков о сносе находящихся на них построек до внесения в законодательство нужных поправок.
Стоит подчернуть, что обращения по вопросу принятия дополнительных мер защиты добросовестных обладателей объектов недвижимости, расположенных в охранных территориях и территориях минимальных расстояний газопроводов, направлялись ОП РФ в Администрацию Главы Российской Федерации и Правительство России.

В ответе Государственно-правового управления Главы Российской Федерации отмечается, что ряд мер, направленных на решение существующей неприятности, уже принят. С 1 января 2018 года текстовое и графическое описание расположения границ охранной территории будут включаться в список документов, нужных для ввода в эксплуатацию объекта системы газоснабжения (подп. "б" п. 1 ст. 3 закона от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ), что разрешит представлять в Росреестр данные об охранных территориях новых газопроводов (на основании ст. 19 закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О госрегистрации недвижимости"). Однако законодательство так же, как и прежде не предусматривает механизмы соотнесения границ охранной территории с границами конкретного земельного надела и информирования граждан о включении участков в состав территорий с особенными условиями применения, исходя из этого Правительству РФ следует подготовить соответствующие предложения о его совершенствовании, заключило Государственно-правовое управление Главы Российской Федерации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий